апрель 2009 г.

Алексей Пехов. Интервью.

1. В каком бы из созданных вами миров вы сами хотели оказаться? И в качестве кого?

Меня вполне устраивает мой мир и моя нынешняя сущность. Хотя бы потому, что для того, чтобы оказаться в любом из созданных мною миров, перевоплотиться в любого персонажа, мне не нужно ни волшебной палочки, ни заклинания.

2. Насколько ваши герои похожи на вас? Как часто вы залезаете в шкуру своих героев, ставите себя на их место?

Автор, хочешь не хочешь, вкладывает в своих персонажей что-то от себя, а также — свой жизненный опыт, и поэтому всегда сидит в шкуре героев. На мой взгляд, нельзя создать ничего интересного и правдоподобно описать героя, если ты себя с ним абсолютно не ассоциируешь и не начинаешь мыслить точно так же, как и он.

3. Являлся кто-то из ваших друзей прототипом, «исходником» для создания персонажа?

Ни разу не было такого, чтобы я создал персонажа, целиком и полностью скопировав, «списав» его со своего знакомого. Хотя бы потому, что вряд ли кто-нибудь из моих друзей адекватно смотрелся бы в ином мире. Но, как я уже говорил, писатель, хочет он того или нет, берет какие-то черты, детали, нюансы из окружающего его реального мира. Часть этого мира — и люди, которые находятся со мной рядом.

4. Ваши миры порой жестоки, но зато всегда логично-реалистичны. Как вы продумываете, прорабатываете мир, чтобы добиться его «реальности»?

Вы знаете, это, наверное, забавно, но в создании мира нет многочасовых страданий и вымучиваний — вот там гора Дракона, а вот здесь поле Смерти. Мир, это груда важных и не важных, мелких и крупных деталей. Кроме настоящего в нем есть еще и прошлое.

Обычно когда я хочу что-то написать, это происходит потому, что есть герой. Или какая-то ситуация. И вокруг этого ядра и сплетается мир.

5. Откуда демиург Пехов берет ткань, полотно, фактуру нового мира? Озарения, библиотеки, интернет?

Из головы. Чистишь зубы и тут — новый мир. Добро пожаловать.

6. Как вы относитесь к инорасам, входящим в некий обязательный набор фэнтези? Какие-то у вас эльфы нестандартные. Ничего личного, авторское видение?

Нормально отношусь. Ничего плохого не вижу в добрых и мудрых эльфах, злых драконах и мерзких зомби. Но иногда хочется отступить от канонов и сделать что-то новое, поставив привычное в непривычную ситуацию.

7. Как вы относитесь к литературным премиям? Ведь ваши романы стали не только суперпопулярными среди любителей фантастики, но и сделали вас лауреатом…

Литературные премии — это чертовски приятно. Нет. Честно. Очень радостно, что кроме гонорара, книг и благодарности/ругани читателей тебе вручили еще и бронзулетку. На миг даже можно забыть, что обычно голосуют не за книгу, а за тебя любимого.

Хорошая штука премии. Просто не стоит забывать, что они не являются приоритетом и главным стремлением в жизни. Есть и другие, куда более приятные и важные вещи.

8. Каким образом вы выбираете — писать от первого лица или от лица наблюдателя? Исходя из концепции романа или личного отношения к героям?

Исхожу из интуиции. Есть книги, где адекватнее смотрится герой-рассказчик. Он видит мир «от себя», у него только своя точка зрения, с помощью нее он оценивает всех остальных персонажей и ситуацию. Есть книги, где автор смотрит на мир и героев со стороны, рассказывая читателю то, что он видит в данный момент, и что об этом думают герои.

9. Каких авторов читает писатель Пехов? Какие фильмы наиболее запомнились, и может быть, даже повлияли на творчество?

Из отечественной фантастики в последние годы практически никого не читаю (если не считать Бычковой-Турчаниновой). Из зарубежной — под настроение. В последнее время перечитываю цикл Сапковского о Гуситских войнах и Роулинг.

Полнометражные фильмы тоже не смотрю ежедневно. Большое внимание уделяю американским сериалам — там хотя бы герои адекватные и сюжет логичный.

10. Как вы относитесь к компьютерным играм, и какой свой роман хотели бы увидеть в качестве сценария для игры?

Положительно отношусь. Правда, не играю уже года четыре. Игры страшно отвлекают от работы, и когда встаешь из-за компьютера, в голове пустой шум, а в сердце сожаление, что убил столько времени на бесполезное занятие. Мог бы лучше еще пару страниц написать.

Если честно — никакой свой роман не хотел бы видеть в качестве компьютерной игры. Зная, как делаются компьютерные игры и как пишутся сценарии к большинству из них, я опасаюсь, что в игре от книги останется только название. С другой стороны — ничего не имею против, если кто-нибудь захочет любой из моих романов в качестве игры увидеть.

11. Кто выступает в роли первых читателей, бета-тестеров ваших рукописей?

Жена. Она первый и единственный читатель рукописи. Впрочем, называть ее читателем, наверное, неправильно. Она соавтор. Ее советы и подсказки, а также ее работа над приведением грязного черновика в стилизованный текст, делают мои книги тем, что они есть.

12. Мечи и магия. Суровость фэнтезийного не предусматривает сантиментов, но все у вас встречаются даже любящие… Как любят фэнтезийные герои? Ведь у некоторых ваших персонажей на любовь «просто» не хватает времени.

Как в жизни любят. Не вижу отличий сказки от реальности.

13. Возраст одного из ваших самых популярных героев, Гаррета, 33 года. Случайность или некая тайная параллель? А путешествие Гаррета через Залы Уснувшего Эха и Уснувшего Шепота навевает на аналогии с воздействием современных масс-медиа. Ведь доктор Пехов наверняка изучал психиатрию, психологию и прочие науки.

Случайность. Я обратил внимание, что возраст многих моих героев — в районе тридцати. Это тот возраст, в котором чувствует себя комфортно автор. А насчет масс-медиа, тут ничего не могу сказать. У меня нет телевизора уже лет пять, и живу спокойно.

14. Ваше отношение к ролевому движения?

Нейтральное. Не вижу ничего плохого в том, что люди играют в игры, бегают по лесам, встречаются и считают себя кем-то иным, чем они есть. Я, как автор, делаю то же самое, но мне для этого достаточно экрана и клавиатуры, и чтобы «погрузиться» не требуется лес, шпага и посох. Если кто-то занимается ролевым движением — почему бы и нет, раз это его радует?

15. На некоторых фотографиях вы бережно прижимаете к себе оружие… В ваших романах описывается множество поединков и сражений. Как создаете сценарии боев и битв? Есть ли у ваших фэнтезийных сражений исторические аналоги?

Все создается по правилу: местность, погода, количество сил, вооружение, мотивации, неожиданные обстоятельства и наличие магии. Это главные ключи в создании предстоящей битвы. Разумеется, я просматриваю историческую литературу сражений, чтобы постараться избежать фактических ошибок, но ни одна из битв не повторяет реальную.

16. Каким образом вы подбираете оружие для своих героев и определяете тактико-технические характеристики волшебства (чудес, демонов, заклятий, посохов и т.д.)?

Как я уже говорил, у каждого героя есть определенный жизненный опыт, прошлое и профессия. Соответственно этому и выбирается то, чем он может победить ближнего. А на счет волшебства — само складывается. На мой взгляд, ничего сложного в этом нет.

17. Чем отличаются сольные проекты Пехова от романов, написанных вместе с Еленой Бычковой и Натальей Турчаниновой? Что ваши соавторы добавили уникального в совместные проекты? Что нового от вашей троицы можно ожидать?

Вопрос по отличию, наверное, следует задавать критикам. На мой взгляд, каждая моя книга разная и отличается от предыдущей. Порой — кардинальным образом.

Мне сложно ответить, что соавторы добавили уникального. Я знаю, что они уникальное создали. Мир, героев, характеры, интригу, отношения, стиль… Все-все это мы выстраивали вместе. Они вложили свои уникальные личности в текст, и это стало новыми героями, ситуациями и новой канвой мира. Возможно, по сравнению с моими сольными книгами, изменилась сама методика «построения» книги. Но это наша, внутренняя, особенность работы в творческой мастерской. Лена с Натальей умеют выстраивать книги не от начала до конца (как обычно делаю я), а кусочками мозаики, которую они собирают постепенно из разных эпизодов. Это дает возможность создавать совершенно невероятные повороты сюжета. И для читателя. И для самих авторов. Такая очень интересная, логически продуманная «техника создания непредсказуемого». Это стало для меня самым уникальным опытом в совместной работе.

В середине апреля вышел наш, написанный в соавторстве, роман «Основатель», третий про вампиров. Следующим проектом будет заключительная книга цикла — пока сокращенно называемая «Н.Б.».

18. О чем будет ваша следующая книга и когда она выйдет?

Следующая книга называется «Пересмешник». Это фэнтези — парамэджик. Хотя некоторые, наверное, назвали бы ее парапанком в антураже викторианства. Несколько новая область для меня. Эту книгу хотел написать очень давно, но смог приступить к ней только после завершения цикла о «Ветре».

Она уже сдана в издательство, редактор закончил работу, замечательный художник Владимир Бондарь нарисовал иллюстрации. Книга стоит в планах издательства на июнь. Возможно, выйдет в середине месяца, или ближе к концу июня — июле.

Беседовал Алекс Громов.