ДАЛЕЕ

23.06.03 «Книжное обозрение» №25 (1931)

Борис Аникин. Твой друг — вампир

Твой друг — вампир

Белянин Андрей

Вкус вампира: Фантастический роман.

М.: АРМАДА, «Альфа-книга», 2003.— 387 с.: ил. — (Фантастический боевик). 100100 экз.(п) ISBN 5-93556-289-8

Фантастику о вампирах можно назвать наиболее «народным» направлением фантастической литературы. Легенды и мифы о кровососущих тварях, которые боятся солнца и могут жить вечно, если их вовремя не пронзить осиновым колом, пришли к нам из глубины веков. К этой теме обращалось немало признанных классиков — вспомним хотя бы рассказы Алексея Константиновича Толстого «Упырь» и «Семья вурдалака». В наши дни «вампирские» сюжеты числят по ведомству фантастики. И многие крупные фантасты время от времени заходят попастись на эту делянку, вовсе не считая ее чем-то зазорным. Назовем роман американца Джорджа Мартина «Грезы Февра», цикл повестей Сергея Лукьяненко «Ночной дозор»; по достоверным сведениям, над книгой о вампирах работает Олег Дивов. И о вампирах же написал Андрей Белянин, завоевавший популярность у читателей благодаря остроумным и лихим произведениям, в которых обильно используется фольклорный материал, — таким, как «Тайный сыск царя Гороха», «Моя жена — ведьма», «Багдадский вор».

Роман «Вкус вампира» издан умопомрачительным по нынешним временам тиражом — более 100 тысяч экземпляров. Конечно, у писателя немало верных поклонников, и все же, думается, издатели рассчитывали не только на них, но на всех любителей этой темы в искусстве, на всех почитателей «Дракулы», «Интервью с вампиром» и телесериала о Баффи. Надо сказать, что «вампироманы» должны остаться довольны: в книге Белянина соблюдены все освященные веками традиции — его вурдалаки нуждаются в свежей крови и ведут ночной образ жизни, их противники не расстаются с осиновым дрекольем. Схватки между ними следуют одна за другой, а в финале читателей ожидает поединок главного героя с главным злодеем… Но только не очень-то привычный вид у этих персонажей. Герой, Дэн Титовский, и не вампир, и не вампироборец, но весьма независимое существо, питающееся энергией красивых девушек (ничего криминального! девушки остаются живы…). Зато его боевая подруга Сабрина — эффектная и сексуально ненасытная женщина-вамп — натурально, из племени Лишенных Тени. А есть еще и третья — юная Ева Лопаткова, знакомство с которой началось с того, что Ева попыталась пристрелить Сабрину из арбалета. На этот подвиг ее вдохновил Орден Гончих — тайная организация вампироборцев с многовековой историей. Не сразу, ох не сразу поняла Ева, что вампиры бывают разными и далеко не все из них заслуживают колышка в сердце…

Вот мы и подошли к главному — к «идейной начинке» произведения. Андрей Белянин убежден, что даже в сказке не стоит видеть мир в черно-белых тонах: есть среди вурдалаков негодяи, вроде некоего Барона, стремящегося к власти и предающего своих же собратьев, но есть и вполне приличные создания, вроде Дэна и Сабрины. И возразить писателю довольно сложно, особенно если вспомнить, что вампирами по своей воле обычно не становятся, а не застрахован от этого никто, включая стариков и детей… Но в итоге-то получается, что сепаратное соглашение, заключенное Бароном с Гончими, и есть оптимальный выход из положения. Пускай одни потихоньку охотятся на прохожих, а другие ведут цивилизованный отстрел кровососов согласно установленным квотам… Так, что ли? Но это же абсурд! Уж если воспринимать вампиров как посланцев Преисподней (а эта мысль четко проводится в книге), то сделка с ними — это не что иное, как контракт с дьяволом. Вы пробовали защититься от чумы и потопа, заключив соглашение с микробами и тучами? И не пробуйте: бесполезно…



09.06.03 «Книжное обозрение» №23 (1929)

Николай Теченко. 50 грамм для «бобуна войны»

50 грамм для «бобуна войны»

Орлов Алекс

Тютюнин против ЦРУ: Фантастический роман.

М.: АРМАДА, Альфа-книга, 2003.— 441 с.: ил. — (Фантастический боевик). 23 000 экз. (п) ISBN 5-93556-281-2

Алекс Орлов завоевал популярность среди любителей фантастики благодаря своему сериалу «Тени войны», в который на сегодняшний день входят уже 20 (!) книг, впервые увидевших свет в серии «Фантастический боевик» издательства АРМАДА. Конечно, популярность эту обеспечило прежде всего умение писателя создавать динамичные, увлекательные сюжеты в ярком фантастическом антураже. Не последнюю роль сыграл и масштаб проекта: двадцать томов в жанре «космической оперы» в пределах одной вымышленной Вселенной — это не совсем в традициях отечественной НФ, наиболее «писучие» представители которой ограничиваются дилогиями и трилогиями. Но была в романах Алекса Орлова еще одна черта, выделяющая его на фоне коллег-фантастов, — своеобразные, немного циничные и в то же время ужасно смешные шутки. Писатель как бы намекал своим читателям, чтобы они не принимали описываемые коллизии слишком близко к сердцу: это только литература, это только значки на бумаге, и вы всматриваетесь в них лишь для того, чтобы получить удовольствие. Читатели ценили такую честность и становились верными поклонниками автора…

Но, как известно, лучшие шутки — те, которые над нами шутит жизнь. Возможно, именно этим соображением руководствовался Алекс Орлов, сочиняя роман «Тютюнин против ЦРУ» — первое свое произведение, не имеющее отношения к циклу «Тени войны». Его действие разворачивается в наши дни в российской столице, а герои — самые обычные люди, как говорили раньше — «пролетарии». Серега Тютюнин — приемщик конторы «Втормехпошив» (там из старых кроличьих шапок и собачьих шуб кроили меховые изделия «под бобра») и Леха Окуркин с ложкоштамповочного предприятия, куда он перешел из лыжезагибочного цеха. В жизни у приятелей одна только радость — от души напиться, хотя дело это опасное: недолго от любимой супруги скалкой по башке схлопотать. И все же Серега с Лехой частенько рискуют здоровьем, потребляя все, что переливается и от чего пахнет спиртом. А тут как раз Окуркину наследство от деревенской бабули привалило — о-очень подозрительная избушка с о-очень странным подполом. Там и обнаружили приятели загадочную настойку, принятие коей внутрь приводило к самым неожиданным последствиям. Все зависело от дозы: выпил стакан — и ты в гостях у метаморфа, готового тебя сожрать (хорошо еще, удалось от него откупиться полутора центнерами тухлой колбасы из «неприкосновенного запаса ЦК ВКП(б)»); лизнул пять капель — и ты в шкуре собственного кота; хватанул 50 грамм, пропущенных через угольный фильтр противогаза, — и ты в непонятном мире, уродливые обитатели которого принимают тебя за «великого бобуна войны»… Поневоле и в обычной реальности начнешь себя вести как-то необычно. А если рядом с тобой живет пенсионерка Живоглотова, которая еще помнит, как пришла в НКВД по комсомольскому призыву, повышенное внимание к твоей персоне обеспечено. В том числе и со стороны Центрального разведывательного управления Соединенных Штатов…Немало удивительных и уморительно смешных приключений довелось пережить героям этого романа. И вовсе не исключено, что некоторые фразы войдут отныне в народную речь, подобно фразам из «Швейка» и «12 стульев» (один только «мастер скалкинга» применительно к тютюнинской теще чего стоит!). Словом, Алекса Орлова и всех его поклонников — нынешних и будущих — стоит поздравить с выходом незаурядного и талантливого произведения. «Тютюнин против ЦРУ» — несомненная творческая удача автора.



19.05.03 «Книжное обозрение» №20 (1926)

Виктор Ефремов. Свободу ведьме!

Свободу ведьме!

Первухина Надежда

Все ведьмы делают это!: Фантастический роман

М.: АРМАДА. Издательство «Альфа-книга», 2003. — 409 с. — (Фантастический боевик). 15 000 экз. (п) ISBN 5-93556-273-1

Хотите верьте, хотите нет, но у известного писателя-фантаста Авдея Белинского жена — ведьма… Это раньше, в допотопные времена, ведьмы летали на шабаши, варили приворотные зелья к устраивали всевозможные магические трюки. Героиня нового фантастического романа популярной писательницы из Тулы Надежды Первухиной — современная урбанизированная ведьма Викка, примерная жена, мать и домохозяйка. Но при этом Викка может одним движением руки вызвать ураган и цунами, панику на фондовой бирже и войну в Персидском заливе…

Разумеется, происходящее в романе под стать увлечениям героев. По ходу сюжета Викка оказывается в некоей эзотерической тюрьме, а ее муж совместно с тещей, бывшим полковником налоговой службы, и ее супругом, магом высшей категории, храбро сражается за свободу жены. Не обошлось в этом смешном и затейливом романе и без соперницы — ослепительной красавицы-японки…



18.05.03 «Алфавит» №18 (232)

Факты реального мира

Факты реального мира

«Хоббит, который познал истину» — вторая книга Вадима Проскурина, продолжающая захватывающий рассказ об удивительных приключениях Хэмфаста, сына Долгаста из рода Брэндибэк, Шестого Героя Хоббитании, начатый автором в романе «Хоббит, который слишком много знал».

Став одним из могущественных магов Средиземья, хоббит Хэмфаст наводит порядок, продиктованный законами Добра и Справедливости, не только у себя на родине, но и в других мирах. Этих миров множество, и каждый из них по-своему уникален.

Миры эти существовали не всегда. Сначала был всего лишь один Реальный Мир. И в Реальном Мире жили только люди. Но вот один человек придумал красивую сказку. Другой — продолжил её. А третьему захотелось посмотреть, что могло бы произойти, если бы мир Средиземья стал живым, и он его сотворил. И не один мир, а много.

Эти сказочные миры, живущие в Междусетье, оказались совсем не похожи друг на друга. Видно, все они обладали необъяснимой притягательной силой, иначе как объяснить тот факт, что люди Реального Мира стремились туда попасть? И впрямь, миры эти хранили в себе немало загадок, одна из которых — возникновение искусственного интеллекта.

Но все эти удивительные миры оказались просто игрой… Хэмфаст познал истину: его родное Средиземье — один из множества миров, расположенных в Междусетье, все эти миры смертны, но что ещё хуже — внезапно смертны.

Разумные обитатели этих миров не виноваты в том, что люди сотворили их именно такими, какие они есть. Да, их мир не настоящий, но это их мир, и для них он настоящий и единственный. Кто посмеет упрекнуть их в том, что они хотят защитить себя?

Чтобы спасти Средиземье, Хэмфаст и его друзья должны проникнуть в Реальный Мир. Задача из неразрешимых…

Первый роман Алексея Пехова «Крадущийся в тени» из цикла «Хроники Сиалы» принёс автору известность и звание лауреата премии «Меч Без Имени» (в составе жюри Кир Булычёв, Андрей Белянин, Роман Злотников, Владимир Маршавин). Единственным недостатком произведения было то, что оно являлось первой книгой трилогии. Автор быстро исправился — «Джанга с тенями» подтвердила высокий класс писателя-фантаста.

В июле издательство «Альфа-книга» выпустит третью часть…

Главный герой романов, вор Гаррет, — личность незаурядная. Волею Судьбы ему приходится делать нелёгкий выбор между топором палача и заказом на небольшую прогулку в мрачные могильники эльфийских лесов, откуда, правда, никто ещё не возвращался. Стоит ли говорить, что такой заказ Просто невозможно выполнить? Но не для Гаррета. Так вор становится героем.

Во второй книге цикла, «Джанга с тенями», читателя ждёт новая встреча с героем Пехова.

Выполняя очередной заказ, Гаррет оказался в ловушке, расставленной королём: его обвиняют в убийстве особы королевской крови, которого он не совершал. Король настолько добр, что предложил Гаррету шанс выкрутиться из рук палача: привезти из лесов Заграбы Рог Радуги. Что оставалось делать Гаррету? Он согласился. Но только глупец мог влезть в борьбу за Рог Радуги и оказаться между слугами жестокого Хозяина и таинственного Неназываемого.

Отныне Гаррет под прицелом вражеских стрел, клинков и магии. Ему ещё предстоит найти и выкрасть ключ от створок эльфийских могильников, пересечь Пограничное королевство и добраться до лесов Заграбы. Отступать поздно, тени сгущаются, окружают отряд, и уже неясно, где друг, где враг, где неуловимая грань между жизнью и смертью. Судьба предоставляет вору возможность выбрать свою смерть или… стать Героем.



05.05.03 «Алфавит» №16 (230)

Уход в Тёмные Миры

Уход в Тёмные Миры

ПИСАТЕЛЯ АНДРЕЯ БЕЛЯНИНА излишне представлять любителям юмористической фантастики. Он хорошо известен читателям по циклам «Меч без имени», «Тайный сыск царя Гороха», роману «Отстрел невест», вышедшего тиражом в 100 000 экземпляров. Общий тираж его книг за последние четыре года — 1,5 миллиона экземпляров.

В романе «Моя жена — ведьма» Белянин верен своему неповторимому стилю.

«Я устал прятаться от тарелок. Они меня не слушаются!» — с этих слов начинается роман. Прочитав эти строки, отложить книгу в сторону уже невозможно: вместе с белянинским героем Сергеем Гнединым вас закружит вихрь удивительных приключений. Иначе и быть не может: дело в том, что жена героя — ведьма.

«Не пугайтесь… Видите, я говорю об этом совершенно буднично и спокойно,» — сообщает нам герой — и немного лукавит.

Ведьма… Найдётся немало мужчин, которые периодически бросают такой попрёк своим жёнам. Нет в их словах ничего, кроме злости и раздражения. Другое дело белянинский герой — он произносит их с любовью и уважением:

«Никаких обид, никаких оскорблений, ничего личного, просто ведьма… Русь-матушка издревле славилась своей лояльностью ко всякого рода нечисти».

Белянинский герой, Сергей Гнедин — молодой питерский поэт, «человек признанный, известный, член Союза писателей» и путешественник по Тёмным Мирам. А началось с того, что его любимая жена-ведьма по имени Наташа исчезла из нашего мира. Не без помощи мужа: Сергей ненароком сжёг шерстинки из волчьей шкуры своей благоверной-оборотня.

Не раздумывая, герой принимает решение отправиться на поиски. Но где искать пропавшую жену-ведьму?

На помощь Сергею приходит не совсем обычная компания — ангел-хранитель Анцифер и чёрт-искуситель Фармазон. От них Сергей и узнаёт, что Наташа затерялась в Тёмных Мирах. Фармазон помогает герою проникнуть туда.

Там стало ясно, что Сергей Александрович мало в чём уступает жене-ведьме. Обладает силой не меньшей — силой Слова. С её помощью Поэт побеждает врагов, разрушает горы, создаёт города. Его дар необычен.

Но за всё надо платить. Белянинский герой не раз попадает на грань жизни и смерти. Конечно же, оптимист Белянин не может позволить погибнуть своему герою. И зло непременно потерпит поражение, как и в любой сказке. Но, как в жизни, поражение будет не окончательное. Ещё не раз зло восстанет против добра.

Образ ведьмы Натальи необычайно ярок. Он написан не просто с любовью — самой Любовью. Белянин-творец создал идеальную жену — умную, красивую, любящую и работящую. Ко всему прочему, ещё и ведьму — скучать точно не придётся. Не будь её, кто знает, как сложилась бы судьба Сергея. Даже если он поэт, владеющий Словом, то не она ли настойчиво, но мягко подталкивает его к совершению чудес?

Справедливости ради отметим: любить так, как любит белянинский герой, способен не каждый. Да что лукавить — единицы. В том, что этот брак свершился на небесах, нет сомнения.

Другой роман Белянина — «Сестрёнка из Преисподней» — не похож на роман «Моя жена — ведьма». Однако эти книги связаны образом ведьмы — жены главного героя. Снова по кухне летают тарелки, сам собою закипает чайник, батон и кусок сыра с готовностью кидаются под нож, красавица обращается в волчицу, лирические стихи звучат грозным заклинанием, вызывая землетрясения, открывая запертые двери. Такова повседневная жизнь поэта Сергея Гнедина. А когда 16-летняя сестрёнка жены, приехавшая погостить из Петрозаводска, попадает в Тёмные Миры, чтобы вершить правосудие от имени Луны, герой-поэт бросается ей вослед, чтобы найти её и уберечь от зла.

Главная черта белянинского юмора: он добрый. Авторское письмо легко и изящно. Причудливый сплав героического и комического держит читателя в напряжении от первой до последней страницы. Книги его всегда будут иметь преданного и благодарного читателя.



05.05.03 «Книжное обозрение» №17 (1923)

Кондрат Николаенко. Под ударом — Земля

Под ударом — Земля

Фрумкин Сергей

Боевое Братство: Роман.

М.: АРМАДА, Альфа-книга, 2003. — 412 с.: ил. — (Фантастический боевик). 15 000 экз. (п) ISBN 5-93556-271-5

Исторический факт, способный вызвать удивление: фантастика в жанре «космической оперы» всегда пользовалась популярностью у отечественного читателя, но писали ее у нас крайне мало. В советское время это было просто запрещено. Власти рассуждали так: чему хорошему могут научить книги о противоборстве межзвездных империй? Да и откуда взяться в будущем межзвездным империям? Разве не наступит тогда Век Разума?.. Словом, прорваться сквозь этот частокол удавалось единицам (на память приходит Сергей Снегов с романом «Люди как боги»).

В новой исторической ситуации жанр «космической оперы» понемногу реабилитировался. Были изданы англо-американские авторы, которые относятся к этому направлению НФ,— и классики вроде Эдмонда Гамильтона, и их нынешние последователи вроде Тимоти Зана. И, конечно, взялись за перо отечественные фантасты, не согласные и дальше пренебрегать теми богатейшими возможностями, которые скрывает в себе «космическая опера». Сергей Фрумкин — одна из самых новых и самых ярких звезд, вспыхнувших на небосклоне российской фантастики в последние годы. Он написал уже три «космооперы», и все они были выпущены в серии «Фантастический боевик». В романе «Новый король Галактики» рассказывалось о том, как нашему соотечественнику Сергею выпал уникальный шанс занять престол могущественной космической империи. Правда, для этого ему пришлось отправиться в прошлое и разыскивать там Корону Древних Императоров Космоса… В романе «Улей» автор описал галактическую одиссею гигантского корабля, ставшего приютом для многих тысяч Братьев — воинов, отчасти напоминающих читателю монахов Шаолиня. Немногие из них знают, что их корабль долгие годы летит к Земле — колыбели человеческой цивилизации, которая ныне «разрослась» в Лигу Объединенных Миров. Братья должны отомстить за гибель планеты Мантия, некогда уничтоженной уроженцами Земли. Естественно, на их пути встает флот Лиги…

Приключения, начавшиеся в романе «Улей», продолжаются в романе «Боевое Братство», который только что вышел в свет. Потеряв убитыми тысячи Братьев, корабль все-таки прорывается к Земле. Теперь мантийцы хотят завоевать планету и сделать ее базой для дальнейшей экспансии. Ситуация осложняется тем, что среди высшего командования Лиги нет единства; более того, некоторые командиры вообще отстранены от дел. А уцелевшие Братья, напротив, обретают нового лидера — юного Грига. Под его командованием они способны на многое, только вот разум Грига оказывается под контролем корабельного компьютерного мозга, который намерен достичь изначально поставленных целей. И если бы не Линти, гражданка Лиги, чья судьба волей случая переплелась с судьбой Грига, кто знает, как бы все повернулось?!

…Поклонники любят «космическую оперу» за масштабность выдумки, увлекательность сюжета, яркие краски, которыми нарисованы образы героев. У Сергея Фрумкина все это имеется, недаром он стал обладателем известной премии «Меч без имени». Его имя стоит запомнить, за тем, что он пишет, стоит следить.

ПРЕДЫДУЩЕЕ